Будяшкина Светлана Викторовна
Нижник Светлана Матвеевна

ИДТИ НАВСТРЕЧУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ -
ОСНОВА МОБИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА И ЕДИНСТВА НАЦИИ



В настоящее время все мировое сообщество погружается в глобальный системный кризис. Переживаемый кризис захватывает не только мировую финансово-экономическую систему, но и систему образования, безопасности, политического управления, экологию, рынок труда и т.д.
Содержанием любого кризиса являются ситуации неопределенности. Эти ситуации связаны с неожиданным, неконтролируемым возрастанием скорости перемен разного рода; возникновением комплекса неразрешимых противоречий. Установленный привычный порядок вещей сменяется хаосом, нормальное состояние человека – неуверенностью в собственных силах, депрессией. В результате происходит потеря ориентиров для принятия решений, системы управления перестают работать.
Но не только хаос и депрессия, разочарование в существующих ценностях характеризуют состояние общества в ситуациях неопределенности. Неопределенность является источником развития творческой активности человека и общества. Она рождает порыв человеческого духа и готовность сознания бросить вызов стихиям природы, кризисам и катастрофам, терроризму и своей беззащитности перед тотальным разрушением существующего мирового порядка. Платой за мужество является объединение общества в достижении общей цели – сохранении своей жизнеспособности и продуктивности, за которой стоит интеллектуальный поиск принципов, методов и средств по снижению неопределенности.

Главное противоречие нашего времени
Рядом международных документов закреплены общие положения и принципы построения глобального информационного общества (Окинавская хартия, Декларация принципов построения информационного общества и др). В соответствии с этими документами разработана Стратегия развития информационного общества России [1]. Реализация ее идет полным ходом.
В результате - происходит объединение социума в единую информационную сеть; информация в буквальном смысле входит в каждый дом, во все сферы жизнедеятельности человека (образование, медицину, управление, экономику и т.д). Одна из важнейших функций информации – служить инструментом в противодействии человека беспорядку, разрушению, сокращению времени жизни любой системы, служить снижению неопределенности, противодействию дезинформации. Но с ростом объема и разнообразия информации, количества каналов доступа к ней происходит и рост неопределенности. Если в процессе передачи информации не происходит передачи ее сути и смысла, то на выходе мы имеем обесценивание информации. Искажение или полное лишение смысла и сути порождает дезинформацию. Искажение смысла приводит к ошибкам в поведении человека и создает ситуации, опасные для его жизни, порождает социальный невроз, инфантилизм и заканчивается деградацией общества. Искажение или лишение сути наносит удар по иммунной системе и приводит к вырождению нации. То есть рост информации приводит к росту дезинформации (как стихийному, так и целенаправленному), стимулирует развитие технологий по манипуляции человеческим сознанием и не приводит к более глубокому пониманию перемен и совершенству в управлении ими.
Поскольку информатизация затрагивает все сферы, кризис в одной области приводит к системному глобальному кризису. Встает вопрос: «Как обеспечить превосходство информации над дезинформацией, обеспечить своевременное создание информации для повышения эффективности управления, направить информационные потоки на снижение неопределенности и повышения уровня организованности и порядка; для реализации стратегии устойчивого развития общества?»

Необходимость инициативы в борьбе за информацию
Известному писателю Михаилу Булгакову принадлежит высказывание: «… Разруха не в клозетах, а в головах». Этими словами М. Булгаков показал нам направление для поиска ответа на поставленный выше вопрос – устранение «разрухи» в головах. Но по каким принципам и по каким правилам? Используя какие методы и инструменты? Кто возьмет на себя ответственность по созданию прецедента, покажет не только пример поиска, но и найдет ресурсы, чтобы привлечь и приумножить число последователей?
Информация трансформируется в дезинформацию, поскольку скорость производства информации производителем и рост ее разнообразия не соответствуют компетенции пользователей по ее применению для решения вновь возникающих жизненных проблем. Пользователь не может «взять» информацию и тем самым способствует ее преждевременному старению. Растет количество информационных отходов, нарушается информационная экология. Таким образом увеличивается число принципиально неразрешимых проблем на данном историческом этапе. По этой же причине происходит торможение во времени внедрения инноваций в практику. Рост числа инновационных идей и их авторов не делает экономику инновационной. В обществе не увеличивается число сподвижников и последователей новаторов. Эта проблема аналогична проблеме перепроизводства экономистов и юристов и отсутствию спроса на них на рынке труда при одновременном росте экономических и юридических проблем. Получается, что молодые люди получают диплом совсем не для того, чтобы взять на себя ответственность по решению актуальных социальных проблем и открыть, например, свой бизнес. На лицо – паразитизм и социальный инфантилизм дипломированных специалистов. С другой стороны работодатели как государственных, так и частных структур не ищут путей использования безработных специалистов для решения задач, связанных со снижением растущей неопределенности, не ставят перед ними задач по поиску и разработке инновационных идей, направленных на вывод конкретного предприятия на новый уровень развития и т.п. Не дают возможности проявить себя, ответить на вызов конкретным ситуациям. Получается, что ни на кого – ни на самого человека, ни на общество, ни на власть не возложена ответственность за перспективу обученного специалиста, за встраивание его в социальную жизнь во имя единства, богатства и безопасности нации.
В соответствии с современной концепцией ООН по развитию человеческого потенциала во главу угла ставится не экономическая ценность индивида, а само развитие человека. Человек – это цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Этим же целям служат разработка и реализация Приоритетных национальных проектов, Стратегий демографической политики России и развития информационного общества, ставка на развитие и внедрение инноваций. Но описанная выше ситуация – типичный пример торможения развития человека и создания условий, порождающих инфантильных личностей. Паразитирующие и социально инфантильные члены общества по определению являются источниками дезинформации, т.к. они являются только бездумными потребителями. Их головы не натренированы на вдумчивое и критичное отношение к информации, на создание и управление стратегией своей жизни, на понимание необходимости в проявлении инициативы по встраиванию персональной стратегии в стратегию развития нации. Если стратегия отдельного члена сообщества не встроена в единую национальную стратегию, то такая ситуация порождает дезинформацию и тормозит развитие обеих сторон. Почему?

Обратная связь и принцип симметрии в создании информации
Торможение развития человека, рост дезинформации в отдельной голове с общим ростом информации в обществе имеют под собой одну причину, очевидную с точки зрения кибернетики. Этой причиной является отсутствие обратной связи, порождающей нарушение информационной симметрии: между производителями и потребителями информации, между властью и обществом, между учителями и учениками, между руководителями и исполнителями; между прошлым и будущим, между центром и периферией, между изменениями во внешней и внутренней среде жизнедеятельности человека. Механизм обратной связи и есть тот стабилизирующий механизм, восстанавливающий непрерывное нарушение информационной симметрии в реальных условиях перемен и снижающий неопределенность. Признаком нарушения симметрии является движение информации в одну сторону. Нарушение симметрии получило название асимметрии. Нобелевскими лауреатами по экономике (1996 г.-Дж. Миррлис, У. Виккри; 2001 – Дж. Эйкерлоф, М. Спенсер, Дж. Штиглиц) было установлено, что причиной неэффективной работы рынков, экономических кризисов является информационная асимметрия между производителями и покупателями, и для сохранения симметрии необходимо большее вмешательство государства в экономику. Но опять же – знание, не обустроенное механизмами, инструментами, владеющими ими специалистами не может быть встроено в общую профессиональную, интеллектуальную культуру по решению жизненных задач. В результате мы наблюдаем потерю управления экономической ситуацией в стране, ученые которой получили высшую научную награду за знание о причинах таких явлений. Этот факт красноречиво показывает, что порядок в головах отдельных личностей не становится массовым автоматически. Для организации порядка в голове необходимы умственные усилия ее владельца, непрерывное овладение им навыками и культурой аналитического мышления, независимо от должности и звания, возраста и сферы деятельности. В современных условиях это становится гражданским долгом.

Стратегическое значение развития культуры аналитического мышления
«Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти» [1]. Но где окажется политика информатизации общества и что станет с человеком, если интенсивность использования информационных технологий не будет дополнена специальной программой развития массовой культуры аналитического мышления граждан? Где окажется информационная экология, психическое здоровье человека, демографическая ситуация, внедрение инновационных идей?
В контексте данной статьи под культурой аналитического мышления стоит понимать овладение человеком мыслительными операциями по целенаправленному поиску, восприятию, отбору, переработке, хранению, производству и передаче новой информации, повышению ценности последней. Для решения задач по снижению неопределенности человек с развитым аналитическим мышлением должен быть способен распознавать вновь возникающие перемены, предвидеть динамику их развития, находить генетические корни и все это при ограниченном наборе данных, информации и знаний о будущем.
Глобальность и характер кризисов, катастроф, рост психических и других заболеваний, ранних смертей, разрушений и жертв наводит на мысль, что современная аналитика находится в плачевном состоянии.
Под «повышением ценности» авторы понимают расширение сферы применения воспринятой информации. То есть, если изначально поиск информации осуществлялся для достижения конкретной цели, то в процессе ее переработки мыслящий субъект открывает: 1)новые цели, которые могут быть достигнуты с применением одной и той же информации; 2)новые сферы применения информации; 3) новые рынки; 4)новые знания о себе и мире; 5)новые дефициты и потребности в информации и процессах работы с ней.
При осуществлении аналитической деятельности происходит интеграция знаний, накопленных человеком; самоорганизация и самоуправление памятью через мыслительные процессы сжатия информации и др. Знания переходят как в социальную силу, так и в силу иммунной системы, силу человеческого мозга, способствуют увеличению продолжительности жизни, благодаря культуре аналитического мышления человека. Эти утверждения находятся в соответствии с результатами научных исследований целой плеяды выдающихся российских ученых: И. Павлова, И.Сеченова, И. Мечникова, В. Бехтерева, П. Анохина, П. Симонова. Особое внимание в контексте данной статьи хотелось бы обратить на исследования российского нейрофизиолога В. Ротенберга и его концепцию поисковой активности – активного поведения, которое задается ситуациями неопределенности. Согласно В. Ротенбергу [2], отказ от поиска, который также задается ситуациями неопределенности, снижает сопротивляемость организма. Связь поискового поведения со здоровьем является фундаментальным законом. «…Если каждый член сообщества откажется от поиска, то не только он остановится в своем внутреннем развитии - остановится прогресс всей популяции в целом, остановится, если говорить о человеческом обществе, развитие цивилизации. Даже развитие мозга каждого индивида в большой степени зависит от поискового поведения, и в то же время высокоразвитый мозг в большей степени способен к организации такого поведения» [2]. Поисковая активность зависит от врожденных особенностей человека, но при этом она, как и отказ от поиска, также могут воспитываться. Люди с развитой поисковой активностью являются «золотым запасом» любой страны.
Авторы считают стратегически важным выделить в отдельную строку такую операцию, как утилизация информационных отходов.
Задача утилизации информационных отходов (1)субъективно невостребованных, но объективно ценных; 2)несущих объективный вред пользователю) связана с задачей углубленного понимания смысла информации. Тогда 1-му типу отходов придается новый смысл ее существования, происходит реабилитация информации, она получает новую жизнь. Относительно 2-го типа отходов – анализируются и выявляются смыслы, способные нанести вред человеку, которые затем обесцениваются и тем самым разрушаются самим пользователем.
Овладение культурой аналитического мышления неразрывно связано также с пониманием сути и важности соблюдения гигиены умственного труда, развитием физической культуры, культуры питания. А также – с изменением отношения человека к собственному мозгу и его возможностям, с умением управлять «детектором ошибок» - главным контролером мышления и поведения человека (открытым в 1968 г. Н. Бехтеревой).
Из сказанного вытекает, что развитие информационного общества немыслимо без развития аналитического мышления его граждан. При этом не стоит примитивно сводить развитие аналитического мышления к развитию левополушарного мышления. Между левым и правым полушарием мозга, как в любой информационной системе, существует обратная связь. Чем сложнее задача, тем выше единство в работе мозга, тем выше единство сознания и поведения.
Для более интенсивного использования человеком информационных технологий необходима организация работы человека и компьютера в интерактивном режиме, когда при установлении контакта с компьютером осуществлялось бы самообучение человека и генерация им новых идей, а также и обучение компьютера. Тогда компьютер при передаче ему человеком переработанной информации мог бы провести дальнейшую обработку информации по заданию человека: например, сообщить, что по этому поводу говорил тот или иной выдающийся деятель, визуализировать текстовую информацию и т.д. Но для выдачи задания пользователь должен уметь осуществлять аналитическую работу.

Обустройство развития аналитического мышления
Авторам не удалось заметить присутствие на рынке программного обеспечения компьютерных программ, которые бы помогали пользователю овладевать операциями аналитического мышления, выявлять, понимать, объяснять, предвидеть развитие перемен как в своей внутренней жизни, так и во внешней среде, чтобы своевременно вооружать себя знаниями и выстраивать модели поведения, адекватные предстоящим переменам. Самостоятельная разработка такой программы выходит за рамки компетенции авторов, но результаты проведенных исследований [3,4] побуждают поделиться идеями, которые имеют самостоятельное значение, а также могут быть использованы для создания таких программ профессионалами.

Информационная среда для аналитиков
В работе [3] изложена концепция создания информационной среды для аналитиков, нацеленной на оказание помощи пользователю в управлении и организации мыслительных процессов, направленных на поиск решения поставленной нетривиальной задачи, включая задачи по исследованию будущего. Введены новые понятия как то: «вихревая лингвистика» и «вихревая циклодинамика» и др. Разработаны отдельные блоки среды на уровне «низких», т.е. доступных для пользователей, только начинающих овладевать компьютером и изучением проблемы. Создание высокопрофессиональной компьютеризированной среды требует участия математиков-программистов, математиков-лингвистов, экспертов по различным видам деятельности. Это можно было бы осуществить в рамках специального проекта или серии проектов, результаты которых предназаначались бы пользователям с разным уровнем подготовки. Разработку компьютерной среды важно было бы дополнить изданием электронных и бумажных монографий, хрестоматий, словарей, журналов, видео-роликов, учебников; созданием новых ТВ-передач, которые бы явились составляющими качественно новой объяснительной индустрии по развитию культуры аналитического мышления. Например, создать ТВ-программу, симметричную передаче «Необъяснимо, но факт», но противоположной направленности и с условным названием «Все объяснимо, и это факт!». До сознания общества должны быть доведены возможные угрозы, связанные с игнорированием осмысленного восприятия и работы с информацией, с нежеланием разбираться, что есть что.


Продолжение
На главную

Hosted by uCoz