Урок 2: Интерфейс для мозга и многое другое  

Одна из задач настоящих Уроков - обратить внимание читателя на возможности по развитию своих способностей и мастерства, которые находятся рядом, общедоступны, но он этого не замечает. Чтобы заметить, нужно всего лишь снять шоры с глаз и не следовать сложившимся предрассудкам, например таким, как «математика – для математиков», «скальпель – для хирурга», «гороскоп – для астролога»… На самом деле все совсем по-другому.

Что такое интерфейс?
Интерфейс – это такая штука, которая обеспечивает свободу взаимодействия и синхронизм взаимосодействия (self-clocking). Она может представлять собой техническое устройство, геометрическую модель и др. Но при применении ее человеком она неизменно способствует повышению его тонуса, создает романтическое настроение, повышает планку притязаний. Человек понимает, что он может все – стоит ему только захотеть. Обладание монополией на интерфейс – залог конкурентоспособности. Расширение области применения какого-либо предмета повышает его ценность и делает коммерчески привлекательным. Это не является изобретением, а скорее всего относится к секретам пользователя, является его ноу-хау и часто ничего ему не стоит, кроме затрат личных интеллектуальных ресурсов и опыта, накопленных в прошлом. Но эти затраты тоже необходимо покрывать, восполнять, уменьшать, для чего и служат интерфейсы для мозга.

От романтики к прагматизму – и обратно
Чтобы было более понятно, о чем идет речь, я предлагаю посмотреть видеоролик, иллюстрирующий сказанное:http://www.youtube.com/watch?v=EFztwAh4Y-0
Как вы могли заметить, культиватор, который был показан, является примером интерфейса: он обеспечивает свободу взаимодействия пахаря/пользователя-поисковика и возделываемой им земли/аналога пространства информации. Также – свободу взаимосодействия щупалец, имеющих общий центр управления. То есть увиденный культиватор создан по образу и подобию звездообразной модели. Таким образом, чтобы увидеть звезды, не обязательно смотреть на небо, иногда их можно увидеть и на земле. Но подобные звезды – дело рук романтиков, не лишенных прагматизма.

Быть или не быть Кремниевой долине в Сколково?
Обсуждение этого вопроса очень актуально в последнее время. Обсудить это уместно и в контексте нашей темы.

Джон Уилер, американский физик с мировым именем, основатель геометродинамики, однажды заметил, что физики уже отняли у философов время и пространство, настала пора отнять мышление у психологов. Джон Уилер был общепризнанным поэтом, романтиком в науке, ибо такие мысли могут приходить только в голову романтиков. Что значит что-либо «отнять» у философов или психологов? – Это присущие им абстрактные понятия трансформировать в конкретные модели и технические устройства. Время и пространство в философии мало кому что-либо говорит. Время и пространство в физике говорит о геометрии, а что такое геометрия знают все – ее применяют и кулинар, и дизайнер, не говоря уже о строителях, парикмахерах и т.д. Мало знакомы с геометрией менеджеры, но они знают, что такое пропорции, доля рынка – а это прямая связь с геометрией. Цену времени и пространству без пропорций не определить, а дело менеджеров – ориентироваться в ценах.

Согласно главному замыслу в Сколково должен быть создан центр инновационной экономики, в задачи которого входило бы отбор, апробирование, коммерциализация и последующая поддержка инновационных решений. Но чтобы все это работало для экономики, необходимо участие в этом деле прагматиков, принимающих решение в атмосфере романтики. Романтизм проявляется в стремлении сделать невозможное, несмотря ни на что, решить самую сложную задачу; прагматизм – в стремлении сложное трансформировать в простое и прибыльное. Романтик является носителем уникального мозга с уникальными качествами интерфейса. Прагматик, осознанно или нет, делает ставки на интерфейсы – людей и технику, выполняющих их функции. Великолепно, когда качества романтика и прагматика сочетаются в одном человеке. Трудно представить, чтобы в России прагматизм, не посаженный на почву романтизма, принес бы желаемые результаты. Именно такая атмосфера является отличительной чертой в американской Силиконовой долине и в Институте сложности В Санта-Фе. Учиться – это романтика, а применять знания – прагматика. Один из основателей Института в Санта-Фе – Мюррей Гелл-Манн своим личным примером демонстрирует, как знания теоретической физики применить в сложнейших лингвистических и социальных проектах, поддерживая этим и дух романтизма и дух прагматизма. Возникает вопрос: «Почему Гелл-Манну это удается и как?». «Как» - это ноу-хау нобелевского лауреата, у каждого проект-менеджера оно должно быть свое, а на «почему» есть ответ: «Гелл-Манн очень хорошо умеет мыслить геометрией, он мастер по применению теории симметрий, за что и получил Нобеля».

Гороскоп – интерфейс №1
В свою систему познания, личного и профессионального развития я включила применение гороскопа, что совсем не тождественно применению знаний астрологии. Нет астрологии без гороскопа, но гороскоп без астрологии может существовать и может применяться в любой сфере деятельности для решения любых проблем, когда требуется дополнительная информация. Ведь гороскоп – это инструмент; как любой инструмент, мы можем применять его и по собственным правилам, а не только по приложенной инструкции. Конечно – не без риска, а иногда и очень сильно рискуя. Например, гвоздь – это крепёжный элемент, мы его применяем, чтобы что-то соединить. Но, если, вдруг, мы потеряли ключ, то можем воспользоваться и гвоздем, попавшим под руку, т.е. применить его не по инструкции.

Гороскоп: семантика понятия
В астрологической литературе указывается, что слово «гороскоп» происходит от греческого horoskopus или horoscopein – от hora “промежуток времени, время; час” и skopeo “наблюдаю, слежу; рассматриваю, обсуждаю” [1 : 119].
Также мы можем дополнить эту версию происхождения слова «гороскоп»:
horos,hor-egos – означает «хор Эго», «хоровод» [2: 1347].
По гречески kopos означает в поэтическом смысле planetas, что в свою очередь значит «блуждающие», «планеты».
Таким образом, слово «гороскоп» означает «хоровод планет», но также и “блуждащий хор, голос Эго или «Я»”. Невольно вспоминаются слова А. Любищева о том, что такое ген: «Ген – это оркестр, хор».
Как видим, понятие гороскопа содержит в себе не только понятие времени, но и понятие языка, а если вдуматься, то и понятие творческой силы и ее происхождения. Гороскоп представляет собой модель, объясняющую восприятие человеком, его внутренним «Я» сигналов из внешнего мира и преобразования их в голос «Я», в язык и текст. Гороскоп – математико-лингвистическая модель процессов творчества природы, человеческого мозга и организма в целом.

Когда я изучала астрологию, мне все больше и больше не нравилось, что пишется в астрологических книгах. Прояснение наступило, когда я столкнулась с Гамбургской Школой Астрологии – направлением, начало которому положил немецкий астролог А. Витте [3]. Меня привлекло то, что в работе с гороскопом он впервые в истории астрологии стал использовать симметрию. Надо отметить, что теория симметрии со своей терминологией развивалась параллельно с подходом А. Витте. Скорей всего А. Витте не знал о работах П. Кюри, посвященных теме симметрии, и шел своим путем, вводя свои понятия. Он ввел понятие планетарных картин, хотя их можно было бы свести к трем операциям симметрии – отражения, поворота, трансляции. Существенным для подхода Витте явилось также составление специального словаря для перевода значений планетарных картин – симметрий, образуемых планетами относительно выбранной оси, с языка астрологических символов на язык естественной человеческой речи в заданном контексте. Современные знания симметрии позволяют осознать, что принцип симметрии является универсальным принципом познания и управления мышлением и поведением. Более того, глядя на гороскоп через призму симметрии, мы можем увидеть в гороскопе универсальную звездообразную модель, обладающую бесконечным порядком симметрии и позволяющую создавать и использовать бесконечное лингвистическое пространство при поиске ответа на любой возникший вопрос. При внимательном наблюдении за процессами мышления, в которые мы вовлекаемся при работе с гороскопом на основе симметрии, мы можем найти в нем совершеннейший и безопасный тренажер для мозга и органайзер нашей памяти, уникальную эвристическую модель для воспроизводства и производства новых знаний, принятия решений, самотрансформации. Мой опыт подтверждает, что это самый простой в использовании и эффективнейший инструмент для решения задач «хочу знать и уметь», «хочу быть и иметь», это интерфейс №1. Хотелось бы также привести слова В. Вернадского, которые удивительно резонируют с тем, что сделано А. Витте: «Ясно, что принцип симметрии, геометрический охват пространства-времени в науке будет играть основную роль» [4 : 514].

Гороскоп не только для астрологов
Если бы физики, математики и лингвисты не отвергали бы гороскоп «как чертовщину», а стали бы использовать его по своим правилам, они открыли бы для себя и других очень много нового и полезного. В своей практике я убедилась, что для успешного применения гороскопа достаточно использовать знания о симметрии и уметь работать с символами и знаками как учат математика, лингвистика, информатика и различные эвристические методы, отбросив все предрассудки и опираясь на свой интеллектуальный капитал и опыт.
Но для этого необходимо поставить себя в центр гороскопа и установить зрительную связь с его подвижными элементами – математическими точками, представляющими планеты солнечной системы, математические линии небесной сферы и их пересечения. При этом, если мы расширим значения этих математических точек и свяжем с каждой точкой библиотеку знаний, то получим возможность свободно связывать любые знания из любых дисциплин. Для удобства обеспечим специализацию для каждой библиотеки – так, чтобы она соответствовала присвоенному ей символу и включала значения, исторически связанные с этим символом и вновь присвоенные по специально разработанной методике. Полученные результаты превзойдут все ожидания: мы научимся встраиваться со своим внутренним пространством-временем, своей персональной библиотекой знаний и накопленным опытом в динамику мирового пространства-времени, видеть и понимать, как все это происходит; не рассуждать о рефлексии, а реально переживать и наблюдать за нею.

Остановленное время
Под гороскопом часто понимают фотографию момента времени. Действительно, с помощью гороскопа мы можем останавливать время, чтобы вглядеться в него, лучше понять, исследовать и осознать, что момент времени – это целое пространство с богатым, поистине неисчерпаемым содержанием. Мы можем построить гороскоп любого момента времени из нашего настоящего, прошлого или будущего. Таким образом, с помощью гороскопов мы можем смоделировать вечный бег времени, получить «вечные мировые часы», о которых писал Ф. Шиллер в своей «Оде к радости»: «Радость двигает колеса вечных мировых часов». Более того – мы можем смоделировать, как же мы со своим внутренним временем встроены в геометрию вечного времени, исследовать причины сбоя наших внутренних часов, всплески нашей творческой силы и окружающего мира.

Также мы можем использовать гороскоп как средство доступа к интеллектуальному капиталу самого себя, интеллектуальному и культурному наследию человечества, создавать с его помощью новые модели личного роста, встраивания себя в социум, применять его как исходник для самонастройки команды/организации на универсальные идеалы, извлекаемые из организации природных объектов и языка самой природы.

Литература
1. Тайные знания. Астрологический словарь. Авт.-сост. С.Ю.Головин. М., Харвест, 1998, - 544с.
2. Греческо-русский словарь. Сост.А.Д.Вейсман. Печать с пленок Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина. М. 1991. – 1370 с.
3. http://astrogenetika.narod.ru/simplui.html Светлана Будяшкина. Гамбургская школа астрологии: Идеи А. Витте.
4. В.Вернадский. Биосфера и ноосфера.-М.: Айрис-пресс, 2003.-576с.

Продолжение следует

© 2010, Светлана Будяшкина. Уроки астрогенетики. Урок 2.


Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 6
Урок 9
На главную

Hosted by uCoz